Велопоход. Западный Кавказ 2021. Часть 1.
Первая часть велопохода по Западному Кавказу, который мы проехали и прошли в сентябре 2021. В этой части расскажу о подготовке, пересечении границы, трансфере к точке старта, первом дне велопохода. Покажу окрестности Мостовского, Баракаевской, Новосвободной. Поехали!
Подготовка.
Политическая, а также и ковидная обстановка уже второй год оказывает большие трудности в выборе «куда поехать». В Украину вообще не понимаю как попасть, а в направлении России, по сравнению с прошлым годом, стало еще менее перспективнее из-за ковидных ограничений. Начитавшись и наслушавшихся других, остановился на том, что можно поехать в Россию без оснований и ПЦР-тестов на автомобиле, пересекая границу только не официально. Поэтому обозначил на карте пару окон для проезда на машине, где будет высокая вероятность удачного пересечения границы. Сразу отмечу, что деньги посредникам за помощь в пересечении границы мы не платили. На мой комментарий в тематической группе в лс отписалось около 10 человек и предлагали помощь за 4000р-5000рос руб. Некоторые еще до сих пор пишут и интересуются проехали мы или нет.
Так Россия большая, куда конкретно поехать? Хотелось, как всегда, и гор, и моря. Ближайшим пунктом для удовлетворения таких желаний стал Кавказ, тем более там, в Краснодарском крае (в поселке Мостовской) живут родственники, у которых был один раз, лет 20 назад и было бы приятно их навестить. Поэтому план в голове уже частично обрисовался: старт из Мостовского и через горы проехать к морю за 9 дней, избегая нагруженных автомагистралей. Ещё, как оказалось, этот район меньше всего подходит для велотуризма, больше для пеших походов. Вышло примерно так как:
Авто для трансфера выбрали арендное на «Главной дороге». У них там около 30 вариантов автомобилей на любой вкус и цвет. Так как в аренду авто сдаются активно, я забронировал за три месяца Lada Largus. Уже ближе к дате визита в парке появился новый Ларгус (обновленный) и нам его с удовольствием выдали. Пробег на момент аренды составлял всего около 4000км. Еще большим преимуществом было то, что на авто стоял уже установленный газ (пропан), что позволило сэкономить на топливе почти в два раза. По ценникам распишу подробно в конце отчёта. Три велосипеда, частично разобранные, хорошо вошли в багажное отделение автомобиля. Также сняли одно сидение на 2-м ряду, чтобы было больше места для багажа.
Участники:
Слева направо: Карачун Наталья, Карачун Дмитрий, Бельский Андрей.
Трансфер.
Пересекать границу было немного страшно. В случае неудачи, весь план велопохода мог бы провалиться, плана Б велопохода у нас не было. Но мы верили в удачу и нам повезло: граница в выбранном нами месте — это дорога, проходящая через поле, с которой наш Ларгус без проблем справился. Был еще заметен большой ров на дороге, который засыпали для проезда. Вот этот исторический момент:
Еще пару первых километров по России мы ехали с опаской — а вдруг стоит за поворотом патруль. Но потом расслабились и уже со спокойствием поехали дальше. Солнце уже село, пока мы подъезжали в Новозыбков. Там, я совсем случайно заехал непосредственно на площадь Октябрьской революции, где остановился, не понимая куда дальше ехать (дело в том, что онлайн карты Яндекс уже перестали подгружаться, и я решил запустить османд и проложить маршрут по офлайн картам). Пока мы стояли, до нас дошло, что это пешеходная зона, я стал разворачиваться и как раз сзади замигали сине-красные маячки и по громкоговорителю попросили нас свернуть к обочине. В итоге дали штраф в 2000р (в случае оплаты в 30-ти дневный срок 50% скидкой) за нарушения дорожного знака, который вот так, как на этом фото, был в таком же виде. Попробуйте найти кирпич). Да еще и сумерки были.
Поехали дальше. Дальше нам нужно было уже срочно найти газовую заправку, так как на бензине не хотелось ехать. Заправок в Росии очень много, но все что нам попадалось (Лукойл, Нефтика, Роснефть и т.д) были без газа. Нам подсказали одну заправку Газпрома на повороте на Клинцы. Когда подъехали туда, а это уже было достаточно темно, из будки вышел какой-то немного побитый, в тулупе запращик и сразу сказал мне не позориться и закрыть капот (в РБ это правило действует на всех заправках — чтобы заправиться газом необходимо открыть капот). Вставляя какой-то погрызенный и обмотанный скотчем шланг в заправочный адаптер автомобиля, он громко молвил, что капот нам не поможет, если тут ебанёт заправка, так как оборудование никто не обновляет. Конечно затронул тему Лукашенко и радостно сказал: «Как вовремя я продал хату в Гомеле и свалил из Беларуси! Аха-ха-ха-ха!!» В общем, это было похоже на какой-то фильм ужасов и мы были рады уехать с этой заправки целыми. Дальше по дороге мы еще раза 4 заправлялись и такой жести уже не было.
Дороги в России, по которым мы ехали, показались очень хорошими, в некоторых местах имели хорошую подсветку. В этот день мы смогли проехать около 1100 км и стали на ночевку где-то в 1 час ночи. Поспали совсем мало (около 3-4 часов) и поехали дальше. Сначала по А-240, затем по Р-120, Р-119 и после Елеца выехали на платную М-4. Оплата производится в специальных пунктах, где можно оплатить наличными, банковской картой, либо специальным бесконтактным устройством на подобие нашего белтола.
Стоит упомянуть о придорожном сервисе. Так как основные транзитные потоки проходили по нашему пути, мы постоянно встречали бесчисленное множество грузовиков. Соответственно по пути была куча забегаловок, СТОшек разных сортов. Вот мы решили для обеда заехать в федеральную сеть пончиков — Помпончик. Еда там была так себе для той цены за которую просили.
Ехать нам нужно было достаточно много — 2200 км. Хорошо, что ещё дорога была достаточно удобной. До Мостовского мы доехали на второй день, поздним вечером в 22:00. Итого: вместе с отдыхом дорога заняла 34 часа. Очень сильно утомились и хотелось спать. А Марина, как знала, и купила для нас Карачаевского пива! На следующий день мы еще прикупили пару сортов, но, по-нашему мнению оно на вкус всё +/- одинаково было: светлое да светлое)
День 0. Акклиматизация.
Так как доехали мы достаточно быстро (на трансфер я бронировал 2-3 дня), у нас был целый свободный день до старта. Мы не стали сидеть дома, а поехали осматривать окрестности Мостовского района. Сам посёлок достаточно большой — 25 000 человек. Выделяется недостроенная многоэтажка. По словам местных, дом сначала построили, а затем запретили вводить в эксплуатацию, так как оказалось, что по сейсмической активности района здесь запрещено строить здания выше 5 этажей. А разобрать ее нет возможности, либо дорого. Теперь в многоэтажке постоянно случаются трагические случаи: кто-то постоянно падает.
Посёлок расположен на левом берегу Лабы. В этот день она была не полноводна, имела слабое течение, с виду можно перейти реку вброд. Забегая вперед на наш последний день, после дождей мы увидели совсем другую Лабу — она была стремительной и грозной. Страшно представить как она выглядит весной 🙂
Мы же не могли терпеть дальше и полезли на ближайший холм, где-то ехали, но в основном шли пешком. Набор высоты был скромный: с 400м до 700м.
Поднялись на верх, а там обычное кукурузное поле. К слову тут нет государственных ферм, землями владеют частные лица.
Виды для возделывания земли просто потрясающие!
Мы с удовольствие покатались по горочкам с ветерком, скорость на спусках была неприлично большая. Мы наслаждались первыми порциями скорости.
Коровы здесь на свободном выпасе, а чтобы легче было найти скот, на них вешают колокольчики. Например, функцию колокольчика здесь исполняет — поршень двс.
Дальше нужно было спускаться в Каладжинскую. Спуск был лайтовым, но местами дорогу размыло на глубину высоты велосипеда — так, что можно легко провалиться в мини-ущелье.
На спуске Андрей умудрился словить «змеиный укус». Только замена камеры решила проблему. После этого у нас по тех части проблем в походе не было. На дороге от Каладжинской до Мостовского на середине дороге лежит скала, и как бы всем говорит: «объезжайте меня пожалуйста». Этот барьер, конечно, может нести большую опасность — есть вероятность столкновения с этим «айсбергом». Но в ту же очередь он мотивирует не быстро гнать на таких опасных участках дороги.
Недалеко от этого камня мы обнаружили грот, который пользуется популярностью у местных, в связи с его лёгкой доступностью. Там же располагается целая сеть небольших достопримечательностей, для которых необходимо было оставить велосипед и походить. Мы проехали, где можно проехать, но далеко идти не стали.
Так за этот день налегке проехали 50 км и набрали 640м высоты. Трек по ссылке
День 1. Мостовской — Новосвободная.
Наконец-то пришёл долгожданный день старта нашего велопохода! Стартовали в 9:00. Свежие, чистые, полны сил, мы поехали на запад к станице Губской. Нас провожают жёлтые подсолнухи, которых, к слову, тут садят очень много. Практически везде, по дороге на автомобиле, мы видели подсолнухи.
Фотофакт: Как и в Беларуси, в Краснодаре также садят и копают картошку!
В станице Губской мы купили холодной колы в магазине, так как уже порядком прожарились под южным солнцем. Здесь лучи даже в сентябре припекают как у нас в июле. Возле магазина увидели в парке фигуры людей в национальных костюмах.
Церковь в станице Губская выглядит так:
После Губской нам еще нужно было проехать парочку километром по отличной дороге с малым трафиком до начала Баракаевской
Сразу при въезде в Баракаевскую мы свернули налево, ведь в той стороне от станицы находится живописнейшее место — ущелье с водопадом «Девичьи косы». И сразу на повороте мы наслаждаемся первым бродом через реку Губс.
Нам нужно было набрать 150м за 2,5км. Сначала уклон позволял не спешиваться, но позже ехать было уже не возможно.
Оставили велосипеды в кустах, с собой взяли перекус и полотенце, и пошли к водопаду. Лес был лиственный и хорошо укрывал от жаркого солнца.
Так идёшь себе по лесу и вдруг перед тобой вырастает скала, ощущения ВАУ! Значит, мы уже подошли к ущелью с водопадом, здесь устроили небольшой перекус, а также обмылись под струями холодной воды. Стало свежо и приятно.
Кстати, выбирая в велопоходе по горам между контактами и неконтактами, остановитесь на неконтактах. Так, мы ехали в трекинговых ботинках, но часто приходилось спешиваться и преодолевать препятствия на ногах. В контактах было бы достаточно не удобно и не безопасно.
Поехали дальше! Дальше нас ждал веселый спуск в Баракаевскую.
В Баракаевской также есть водопад. Место очень людное из-за простого доступа, поэтому повторно купаться не стали). Водопад носит название Бурун.
После Баракаевской маршрут проходил к Новосводной. Необходимо было подняться на 250м .
Немного поднялись и сразу небольшой спуск к реке Псефирь.
Брод через реку Псефирь.
Когда поднялись на поляну, виды были шикарные: луга, пастбище, коровки. Здесь же мы где-то пересекли невидимую границу и попали из Краснодарского края в Адыгею.
На этих лугах активно добывают сено. Спускать это сено с таких уклонов не легко. Так трактор, конечно же Белорус, на горном тормозе аккуратно сползает вниз.
В этой местности находится в руинах царская часовня Александра ІІ — заехали к ней. Место для часовни выбрано красивое.
Время шло к закату, нужно было найти местечко для стоянки. Планировали найти на реке Фарс недалеко от Новосвободной. Вот, кстати, вид на эту станицу сверху.
Брод через реку Фарс
Место для стоянки пришлось поискать, но не долго. Стали возле самой реки, как оказалось, вблизи тропы по которой гнали коров. Река Фарс в этом месте образовало красивое мини-ущелье. Помыться было сложно, но мы нашли место глубиной по колено, где приняли освежающую ванну перед сном.
На этом пока закончим, продолжение будет в следующих частях.
Итого за первый день вышло 53 км и набор высоты 833. Трек 1-го дня можно скачать и посмотреть по ссылке.