Велопоход. Западный Кавказ 2021. Часть 3.
Третья часть отчёта велопохода по Западному Кавказу 2021. В этой части расскажу как мы проехали по хребту Котх к Горячему Ключу, посетили Горячеключевской заказник, через который доехали до Чёрного моря.
День 5. Апшеронск — Кутаис.
Доброе утро. Проснувшись, как всегда, с рассветом в 6:00, мы увидели ясное небо над головой. Можно было подумать, что мы наконец-то просушимся, но утром солнце восходило за нами и лучи не проходили через густые кроны деревьев.
Вот на таком обрыве над рекой Пшехой находилась наша стоянка.
Да, где-то на том берегу реки солнце уже освещало городской пляж. После сборов мы устремимся на ту сторону реки для водных процедур.
Проехали в Апшеронске какой-то центр по допризывной подготовке казачьей молодежи. У них там во дворе находится ЦЕЛЫЙ, ******, САМОЛЁТ! Сфоткал аккуратно со стороны и быстрее уехали, чтобы не завербовали.
Едем дальше. Где-то по дороге встречаем почту России совмещенную с церковью. Очень интересная коллаборация.
В этот день у нас был несложный маршрут проходившим по асфальту, а затем по грейдеру. Изюм был только в постоянно чередующихся подъемах и спусках.
Ну вот не могли мы просто так проехать мимо этой ярмарки. «Кубанское-значит лучшее» — вот под таким лозунгом продавали там всякие вкусности. Мы же купили арбуз и поехали искать поляну, чтобы его приговорить.
Нашли отличную солнечную поляну, где придушили на троих арбуз, а также просушили все вещи. Как потом оказалось — это поле оказалось частной территорией, въезд на которую запрещен.
Дальше 40 км дороги вверх-вниз. В последствии могли уже без знаков определять крутизну уклона.
Так, достаточно быстро, мы проехали от Ашреноска через Хадыженск в Кутаис (около 1000 жителей), где нам нужно было найти стоянку. Решили замутить себе такую недодневку: стать в 14:00 и далее отдыхать. По карте только одна более-менее толстая линия реки Апчас проходила рядом с Кутаисом. Затарились в магазине провиантом и поехали искать стояночку. Кстати, в Кутаисе, по меркам маленького поселка, очень большая школа. Дети в неё ходят в форме и на калитке стоит замок — не всем открывают, скорее всего после Беслана такие требования безопасности.
Нам же пришлось снова постараться, чтобы найти приятное место для стоянки. Через бурелом пробились к небольшому открытому участку, на котором стали возле совсем небольшой реки Апчас, похожей по размерам на ручей. Но даже этого ручья хватило нам, чтобы помыться. Попили местного пива и легли спать уже в 18:00.
За 5-й день проехали 63 км и набрали 1100м.
День 6. Кутаис -Горячий ключ.
Обычное состояние Наташи утром — пытаться согреться, от костра и палкой не выгонишь.
Маршрут на шестой день был более живописным, но сложнее, чем в предыдущий. Нам нужно было подняться на хребет Котх, по которому нужно доехать до Горячего Ключа.
Набор высоты был не значительный: с 200 м до 500м. Но не сказать, что было совсем легко, где-то приходилось и спешиваться.
Больше всего доставали лосиные блохи, которые постоянно кружились перед глазами.
Хребет Котх представляет собой горный массив, длиной 30 км и высотой 528 метров. У адыгов хребет Котх означает «кабаний хребет». Основными выдающимися высшими точками являются — Абадзехская гора — 415метров, Фонарь гора — 277 метров. По материалам путеводителя «100 достопримечательностей Горячего Ключа» В. Дядюшенко.
Хребет Котх, помимо всего прочего, выполняет еще и защитную функцию: в этой местности дуют сильнейшие ветра, которые несутся сюда с востока. Проносясь по долине Псекупса, эти ветра все больше и больше набирают силу, дуют в сторону города Новороссийск, а там обращаются в бору — сильнейший ветер, который возникает тогда, когда на пути холодного воздушного потока встречается некая возвышенность. После того, как преодолевается препятствие, бора сильнейшим потоком обрушивается на морское побережье. Высота этого сильнейшего потока достигает нескольких сотен метров. Длиться это явление может от суток вплоть до недели, в это время температура может упасть на 40°C.
Хребет Котх защищает Горячий Ключ от возникновения боры, таким образом, эти сильнейшие потоки разрушительного ветра никогда не появляются в этом курортном городе.
Маршрут получился разнообразный на виды. Мы то спускались немного с хребта, то снова на него поднимались. Дубы сменялись на грабы, а грабы на дубы.
На фото можно подумать, что эти велосипедисты на какой-то равнине спешились. Слабаки!
На полянах открывался красивый вид.
Немного расскажу про дички, они тут везде. Вот, кажется, стали в лесу, поставили палатку, а сверху откуда-то прилетает дичка. Есть их сложно — они кислые и твердые, либо сухие. Либо тут когда-то были сады, либо они хорошо размножаются.
Ближе к Горячему ключу есть еще одна поляна с хорошим видом, здесь даже можно увидеть линию железной дороги, уходящую за горы. По ней мы поедем, когда будем возвращаться с Туапсе. Отличное место для совместной фотографии.
После этого мы выбрали не совсем верный путь и начались небольшие приключения. Мы выехали на строительную площадку, через которую планировали спуститься к Горячему Ключу, но не тут-то было. Уклон был такой, что на велосипеде спуститься было опасно для здоровья, необходимо обладать техникой альпинизма. Мы же в себе не нашли альпинистской сноровки. Пришлось потратить много энергии и сил чтобы выбраться из ловушки и найти правильную дорогу.
Но и дальше было не легко, мы уперлись в Дантово ущелье, где спуститься можно только по лестнице. Пенсионеры, которые тут недалеко отдыхают в известном санатории Горячего ключа, с удивлением смотрели на нас когда мы носили груженые велы по лестнице. Но ущелье классное, стоит там побывать.
Здесь находится достопримечательность — Иверская часовня. Раньше на ее месте бил целебный родник, который в народе называли Иверским. Воды в нем были железистые, насыщенные минералами и полезными микроэлементами. Воду мы попробовали попить — на вкус она не очень, а со стороны еще и пахнет дурно.
Отъехали недалеко от горного парка в город, где нашли Доминос пиццу и насладились вкусной пиццей с холодной колой. Ощутили блаженство цивилизации после походных издевательств)
При выезде из Горячего ключа встретили еще одну местную достопримечательность: Скала петушок. Скалу когда-то называли «Скала Спасения». Расположена на западном склоне Абадзехской горы, на реке Псекупс, на окраине города-курорта Горячий Ключ. Высота около 28 метров. Скала создана «упорством» реки Псекупс, которая миллионы лет, огибая на своём пути Абадзехскую гору, стесала у неё южный бок. Так родилась почти отвесная скала. Вершина скалы состоит из шести зубцов (ещё один, седьмой, в прошлом веке обвалился ночью в реку) и напоминает петушиный гребень.
У основания скалы глубина реки более 3-х метров — можно даже спрыгнуть в воду, если повезет — выживешь.
Дальше было пару минут ужаса — проехали по трассе М-4 Дон на велосипеде, лучше не повторять. Свернули на спокойную дорогу вдоль реки Псекупс.
Здесь уже оставалось немного до заката и нужно было найти стоянку. Андрей предложил стать на том берегу реки, но для этого нужно было немного побродить. Ну это мы с удовольствием — нас хлебом не корми, а дай где-нибудь побродить. Вода, на удивление, была приятно-теплой — с удовольствием искупнулись перед сном.
Стоянка хоть и без костра, но зато получилось полноценно помыться и покупаться, наверное, одна из лучших стоянок.
Итого за 6-й день 47км и 1150 м набора высоты.
День 7. Горячий ключ — Новомихайловский.
Ну что, в этот день мы должны были коснуться края Кавказкого хребта и попасть на море! А утро началось с тумана и водных процедур.
Дорога к Фаногорийскому селу выглядит так.
В селе заехали в единственный магазин и купили продуктов на день.
Мы незаметно въехали в Государственный Зоологический Заказник «Горячеключевской». Трек проходил вдоль реки Чепси, которую, мы несколько раз переезжали в брод. Сначала дорога была отличная, после — существенно испортилась.
Дорога была «мокрой», скорее всего из-за особенности ландшафта: мы ехали по долине реки, а сверху с гор на дорогу стекает вода.
Очередной брод через Чепси
Конечно, было бы куда приятнее попасть сюда в золотую осень, но и страданий это увеличивает во много раз) Пока мы радуемся вот только-только опавшим листьям.
После очередного и последнего брода через Чепси мы остановились на обед. Вода в реке была очень чистой, мы даже могли увидеть плавающую форель. Спонсором кипятка как всегда является Fire-Malpe x2 . Баллон уже почти сгнил, так как я его не меняю а дозаправляю с обычных цанговых баллонов.
После небольшого перекуса начался сложный спецучасток с крутым подъемом. Груженый велосипед даже пришлось разгрузить, чтобы по частям доставить наверх груз.
Где-то ближе к хребту дорога стала каменной.
Небольшой кусочек осени
Пересекли хребет и уже спускаемся в село Похребтовое. Спасибо знаку, что лишний раз не нужно спускаться и подниматься при выборе пути.
Вот так наша дорога плавно переходит в реку Нечепсухо.
В селе живут 44 человека (по данным вики), которые, в основном, занимаются сельским хозяйством.
До моря оставалось 25 км. Это были не сложные километры, так как нам не нужно было уже куда-то подниматься, мы ехали вдоль реки Нечепсухо, которая привела нас к морю. Основная часть пути проходила через яблоневый сад. На въезде и на выезде оборудованы кпп, на которых проверяют вывозите ли вы украденные яблоки.
Въехали в Новомихайловский. Город хоть и не большой, да и сезон прошел, НО людей дохера. Я что-то даже и фоток не настрелял, нужно было срочно найти где кинуть кости. Тут также начались небольшие приключения. Обозначенные на карте заранее точки, где можно поставить палатку оказались недоступны. Почему? — спросите вы. А ответ прост — едем мы по дороге, а тут КПП. «Далее проезд запрещен. Частная территория». Т.е кто-то купил территории и часть дороги, альтернатива которой только магистраль А-147. Это я про Посёлок базы отдыха «Ласточка», через который уже никак не проехать. Попробовали через «Айдар», тот так же закрыт. В итоге решили снять жилье во встретившемся по пути гостевом доме «Дружба». Договорились с Кириллом (хозяином дома) за 1200р снять номер на 2-м этаже. Других клиентов в этом доме мы не встретили, чувствовали себя королями. Конечно же после того как обустроились спустились на море покупаться.
Итого за 7-й день 64 км и 1100 м набора.
День 8. Новомихайловский — Туапсе.
Спалось на кровати очень неудобно, лучше бы палатку поставили во дворе. К вашему вниманию небольшой обзор гостевого дома. Кухня находится вне жилого дома, на улице под крытым навесом. В принципе, очень удобно и не тесно.
Лестница на 2-й этаж
Балкон для релакса и сушки одежды
Комнату не сфоткал, но там все просто, одна 2-х спальная кровать + диван, душ и туалет совмещен, шкаф и телевизор. Жестких рамок, когда нам выезжать от хозяина не было. Дом выглядит так:
Долго в цивилизации оставаться не хотели, поехали дальше по автомагистрали к Туапсе. Ближе к городу планировали стать еще на одну ночевку, на этот раз найти нормальный дикий пляж, где смогли бы нормально порелаксировать на море. Путь проходил по нагруженной автомагистрали, нужно было не терять бдительность.
Подъехали к Скале Кисёва, сходили на разведку. Но тут очень-очень неудобно спускаться к морю. Даже вообще не представляю как это сделать на велосипеде. Поэтому только поглазели на место, где когда-то снимали Бриллиантовую руку.
Мы вернулись на дорогу и еще дальше проехали через Лесопарк Кадош. На карте нашли разрушенный пирс бывшей Турбазы Туапсе и, в надежде что его еще не выкупили, поехали к нему. К счастью, пляж был общественный, пока еще. Наконец-то мы смогли найти отличное место для палатки. Оно было настолько благоустроенно, что мы даже подмели площадку. По-видимому, тут кто-то очень долго стоял. Подход к воде был не очень приятный — каменистый. Но нам много и не нужно было.
Отлично провели время, встретив закат на море.
Итого за 8-й день проехали 44 км и 723м набора высоты.
День 9. Туапсе.
Основная программа похода подошла к концу. Главное, что всё совпало с планом, который я составил даже не представляя сколько мы сможем проезжать в день. На 9-й день нам оставалось только совсем немного доехать до Туапсе, покупаться еще на море, а потом на вечерней Ласточке улететь в Курганинск. Началось всё с выезда через бывшую турбазу Туапсе, уклоны конечно у них дикие)
Здесь же, недалеко, находится и какая-то заброшенная в/ч 56003.
Спустились по какой-то мтб трассе к Туапсе, где расположись на городском пляже с целью скоротать время и насладиться напоследок морем. Где-то в Сочи в это время шел ливень.
Перед приездом на жд вокзал заехали, по привычке, в бар, где попили местного пива. Дальше как и всегда бывает в России пропуск на жд вокзал через рамку. После того, как попали на территорию вокзала я пошел в кассу покупать багажные квитанции (билеты уже были куплены ранее). Была организована электронная очередь, работала только одна касса. Людей было не так много, но касса работала очень медленно. Ближе к прибытию поезда люди начали нервничать и не понимать почему к ним не доходит очередь. Я и сам также это просек, когда около часа простоял. Дело в том, что при выборе в электронном устройстве: билет на уходящий поезд, будущий, багаж и т.д. предусмотрена приоритетность обслуживания. Так я, со своим багажом, стоял бы еще до завтра, пока бы не выбрал: «Купить билет на уходящий поезд». После этого меня наконец-то выбрал искусственный интеллект РЖД. Багажные квитанции необходимы для провоза велосипеда, да и стоят они не много. В ласточке для провоза велосипеда обязательно выбирайте вагон с местами для инвалидов — только там вы можете спокойно разместить свои велосипеды.
Успешно сели и доехали до Курганинска, где высадились поздно вечером в 23:00. Нам нужно было проехать еще около 70 км до Мостовского по прямой. Решили проехать сколько сможем и стать где-то на ночевку, а уже завтра продолжить путь и доехать. Проехали около половины и стали ночью недалеко от Лабинска в каком-то саду. Проснулись, собрались и поехали до Мостовского. Дорога хоть и была не спокойной в плане транспорта, но обочина позволяла ехать.
По прибытию в Мостовской нас ждал вкуснейший ужин и теплый, приятный вечер от Марины и Виталика, но это уже совсем другая история 🙂 ВЫРАЖАЕМ ВИТАЛИКУ, МАРИНЕ И ИХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ДЕТЯМ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПРИЁМ! Бонусом нас сводили еще в термальный бассейн, где мы полностью расслабились и получили удовольствие после непростого для нас похода.
Добрались домой успешно где-то за 33 часа. Андрей ОДИН вёл автомобиль на протяжении всего времени. Я иногда думаю, что он робот.
Итоги:
Проехали 588км. Набор высоты 8100м.
Затраты: 2400 б.р. на троих (из них 1400б.р. на аренду авто и топливо). По 800б.р. с человека
По ощущения лучше на авто не добираться: очень опасно и утомительно. Ну или не в такие сжатые сроки как мы. В следующий раз будем искать альтернативу авто.
Все фото можно посмотреть по этой ссылке
Всем, кто дочитал, спасибо)