Велопоход. Западный Кавказ 2021. Часть 2.

Вторая часть отчёта велопохода по Западному Кавказу, прошедшего в сентябре 2021г. В этой части я расскажу о 2-4 м днях велопохода. Мы посетили гору Физиабго, хребет Уна-Коз, спустились с Чертового пальца в Даховскую, поднялись на 1700м на КПП Лаго-Наки, посетили Гуамское ущелье и доехали до Апшеронска. Читайте далее.

День 2. Новосвободская — Чертов палец

Спалось возле постоянно журчащей реки не очень. Во сне иногда казалось, что идёт дождь. Из полученных данных часов Амазфита сон получился очень плохой. Встали по графику в 6 утра, около 2-х часов ушло на завтрак и на сборы. Выехали на дорогу, по которой нужно было набрать 500м за 10 км до горы Физиабго. Стартанули и тут как раз прошло стадо коров, которых встретили вчера. Пастух показался нам каким-то диким — он кидал камнями по скоту если те отходили от запланированного маршрута. У него была в подчинении еще собака, но та без особого энтузиазма работала на сумасшедшего хозяина.

Утро выдалось солнечным и жарким. Дорога на гору была очень живописной. Иногда приходилось спешиваться на крутых уклонах.

На холмах во всю проходит сбор урожая — травы. Конечно же это делают «Белорусы». Трактор оставляют на холме на ночевку, а на холм тракторист заезжает к нему на «Ниве».

Наш путь сначала проходил по открытой местности. Но затем мы заехали в живописнейший лес, в основном состоящий из молодых дубняка и бука.

Если посмотреть налево, то можно было заметить на сколько мы уже поднялись над Фарсом

Покрытие дороги было из крупного камня. Особо не расслабишься, так как нужно было внимательно смотреть под колеса.

Ближе к вершине горы дорога испортилась, так как здесь находится источник реки Камелюк. Именно он виновник разбитой в грязь дороги. Но зато мы с удовольствием набрали свежей вкусной воды.

Высота горы Физиабго 992 метра над уровнем моря. С адыгейского название горы переводится как «злая сварливая женщина». Здесь оборудована обзорная точка с круговой завораживающей панорамой.

Спустившись вниз к Свято-Михайловскому монастырю, мы, как и мечтали всё утро, заехали в монастырскую блинную. Какие же вкусные были блинчики в тот момент!

Свято-Михайловский монастырь
Свято-Михайловский монастырь
Свято-Михайловский монастырь
Свято-Михайловский монастырь

Дальше мы поехали в Каменномостский, который имеет еще и второе название — Хаджох. Хаджох – в переводе с черкесского означает место проживания уважаемых старейшин, совершивших «хадж», поход в Мекку. К Хаджоху доехать особо труда не составило, так как все 10 км мы спускались, по кайфу. В этой местности активно добывают гипс, дорога к карьеру выглядит именно так:

Дорога на гипсовый карьер
Гипсовый карьер
Гипсовый карьер
Карьер Мишоко
Карьер Мишоко

В Каменномостком заехали на Ходжохский водопад. Место красивейшее для релакса, тем более и людей не было — все на теснине были.

Хаджохский водопад
Хаджохский водопад

Дальше мы заехали на ту самую известную Хаджохскую теснину. С велосипедом гулять по теснине не очень удобно, а оставить их под чьим-то присмотром было стрёмно. Ограничились пребыванием на входе, где отобедали ранее купленной свежайшей Адыгейской лепешкой с настоящим адыгейским сыром.

Хаджохская теснина
Хаджохская теснина
Адыгейская лепешка с сыром
Адыгейская лепешка с сыром

Отчёт — не отчёт без адыгейского кота.

После обеда поехали на стоянку первобытного человека, где зачем-то отдали по 150р за вход. Выставка была так себе, пожалели что вообще заплатили, лучше бы еще лепешек купили.

Нашими друзьями по пути в основном были карьерные грузовики. Мы даже почувствовали их боль и страдание на таких крутых подъемах и спусках.

Заехали в Экстрим парк Мишоко. Так, просто посмотреть на этот ужас. Представили себя висящим над ущельем, а ну его — поехали дальше.

У нас впереди было более жесткие конкурсы — поднятие велосипеда на хребет Уна-Коз. С учетом вдребезги разъезженной квадроциклами дороги, это занятие становилось для нас почти экстремальным.

Хребет Уна-Коз
Хребет Уна-Коз

Подъем с 500м на 1000м дался нам тяжеловато. Впрочем, можно было не подниматься, а проехать по асфальту в Даховскую, но это слишком просто для нас. А сейчас нам нужно было каким-то образом спуститься с хребта. Было несколько вариантов: 1. спуститься по канатной дороге — так сюда поднимается основная масса туристов, но груженый велосипед не позволил бы нам безопасно сесть и спуститься на кресле.

2. спуститься по одной из мтб трассе. Увы, груженый велосипед и скил участников не позволяет спустится по любой из предложенных трасс, поэтому нужно найти более-менее лайтовый спуск. Изначально рассматривался спуск «Даховский», но его начало мы так и не смогли найти. Может там и было его начало, но для этого нужно было прыгнуть со скалы). Впроцессе поиска хоть какого-то спуска, решили остановиться на «Чертовом Пальце», так как начало его было хоть и опасное, но просматриваемое. Солнце уже садилось за горы, поэтому спуск решили оставить на завтра, а переночевать на хребте на оставшихся запасах воды и пива). Виды с хребта на Даховскую, конечно, были шикарные!

Даховская
Даховская
Хребет Уна-Коз
Хребет Уна-Коз
Чёртов палец

А теперь рубрика «Чей Крым?» Пиво, в общем, оказалось говном редкостным.

На хребте не было воды, но зато костёр у нас получился приятнейшим.

Итого за 2-й день 41 км и 1300 м. набора.

День 3. Чертов палец — Лаго-наки (кпп)

День начался с раннего подъема — хотелось встретить рассвет на Чертовом пальце. Так как я являюсь фанатом футбольного клуба Аякс, то всегда вожу с собой его клубный флаг. Я всегда люблю делать фоточки в таких красивых, значимых местах. Вот и сейчас пришло время Аякса.

Завтракали макаронами с куриной тушёнкой в роскошном особняке.

Ну всё, пора спускаться. Вначале спуск был очень крутым и временами опасный, но затем можно было даже с сумками съезжать, объезжая дропы.

Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец

Если в начале спуска были скалы, то ниже был красивый лес из дуба.

Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец
Спуск Чертов палец

Спустя полтара часа мы спустились к реке Дах, где с удовольствием сделали то, что не сделали вчера вечером: постирали носки, помылись и почистили зубы)

План, на этот день, дальше был такой: нужно было выехать из Даховской и подняться за 40 км на 1760 м, подъехав к КПП Лаго-Наки, где найти место на ночёвку. Погода немного подпортилась — периодически шел небольшой дождь.

Старый Даховский мост
Старый Даховский мост

Дорога, не смотря на постоянный подъем, была приятная.

По дороге я встретил на обочине мужика с лошадью. Он поинтересовался откуда я и после этого добавил, что я не белорус. В доказательство он привел пример того, что служил в Беларуси и знает как выглядят белорусы. По его мнению я армянин, грузин или азербайджанец, но точно не белорус.

По дороге стояли выездные пчеловоды. Улья находились в специальных таких грузовиках, таким образом пчеловоды могли спокойно торговать медом и в тоже время следить за пчелами. Мы не сдержались и решили прикупить маленькую баночку меда на обед.

Иногда останавливались на обочине, чтобы посмотреть на красивые виды за окном. Низкие облака только подчеркивали высоту.

1300м

Дальше по плану было посещение Большой Азишской пещеры, но по причине того, что ждать входа в пещеру нужно было около 1 часа, плюс вход 500р с человека, мы решили что нам это не нужно. Остановились в свободной беседке на обед, где сделали роллтон и нарезали, купленного в Пятёрочке, белорусского сала. После пещеры асфальт до Лаго-Наки пропал вовсе. Правильно, дальше асфальт не нужен — туда туристов возить пока не нужно — это ведь пока заповедник без развитой инфраструктуры. Адыгейцы с этим всерьёз борются, так как есть много попыток построить какую-нибудь курортную зону в заповеднике.

Никогда не доводилось видеть подобных знаков.

Мы доехали до КПП Лаго-Наки под закат. Времени на поиски стоянки оставалось совсем не много. Решили стать недалеко на возвышенности, где как раз была единственная ровная площадка для двух палаток. Воды здесь не было. Эту проблему решили довольно своеобразно: рядом с кпп была точка продажи сувениров и алкоголя. 1л питьевой воды стоил каких-то больших денег, с которыми мы не хотели расставаться. Разговорились с продавцом, почти подружились, но он упорно не хотел делиться питьевой водой до тех пор пока мы не купили у него чачи за 300р. В итоге у нас появилось 3л воды и 0,5л чачи за 300р. Впечатления подогрели сигнальные ракеты, вылетевшие из-под низа (из предполагаемого места кпп) в то время когда я пошел светить фонариком в даль в сторону плато. Добавили мне адреналина перед сном.

Итого за день 42 км и 1500м набора.

День 4. Лаго-наки (кпп) — Апшеронск.

Вот так выглядела наша стоянка утром. Тент, конечно, незаменимая вещь в велопоходе.

А вот такой вид открывается на плато с нашей стоянки. Именно оттуда, снизу, прилетели вчера вечером сигнальные ракеты как раз туда, где на фото Наташа с Андреем, а вечером был я.

Еще один красивый вид на плато открывается с точки, которая находится недалеко от дороги. Нужно будет обязательно погулять по плато, но уже в рамках пешего похода.

В этот день нам нужно было спуститься с 1750 м. Предполагали, что это будет весело и быстро, но наши ожидание не дружили с реальностью. Да, спуск был, но не таким приятным и скоростным как хотелось бы.

Это сплошная каменная плита, с посыпанными сверху мелкими камушками

Спустя 3 часа мы спустились в Мезмай

Небольшой водопад на реке Мезмай

Дальше начиналась одна из интереснейших программ велопохода — это поездка вдоль узкоколейки по Гуамскому ущелью. В 2011 году оползнем смело большой участок железной дороги, сейчас этот участок можно пройти пешком или на велосипеде.

Бывшая станция Мезмай

Участок узкоколейки Мезмай — Гуамка.

Узкоколейка Мезмай - Гуамка
Узкоколейка Мезмай — Гуамка

Мост через реку Курджипс.

Так выглядит недействующая остановка экскурсионной дрезины, которая ходила тут раньше до разрушения дороги.

Затем дорога проходит в самом сердце ущелья. Пишут, что этот участок дороги строили заключенные, которых было не жалко для таких целей.

А Курджипс течет себе спокойно где-то там внизу, вытачивая камни по замысловатому маршруту.

Со временем на пути стало появляться всё больше туристов. И неспроста — мы подъехали к станции «Кафе 1707»

Здесь нас приняли два охранника и казак. Казаки в этой местности выполняют схожие функции с полицией и имеют много полномочий. Нам сказали, что дальше пути нет. Дальше по маршруту может передвигаться только поезд. Как? Нам же нужно как-то попасть в Гуамку, не возвращаться ведь в Мезмай и искать другие варианты маршрута? Мы так можем выбиться из плана. Тут они, посоветовавшись немного, предложили нам купить специальные места для инвалидов, где мы разместим велосипеды, а сами купим места для пассажиров. Ну что ж, этот вариант нас устроил вполне, несмотря на относительно дорогие билеты. На троих вышло 1800р.

Поезд тут ходит раз в 60 мин. Дождались, разместили свои велосипеды в таком вагоне. Как раз спокойно влезли три велосипеда, мы даже сумки не снимали.

А сами заняли места для пассажиров и принялись лицезреть под звуки аудиогида ущелье.

Так как нам повезло попасть сюда в выходной день, то на конечной станции пробирались через толпу туристов, чтобы быстрее выехать на свободное пространство, так как в основном мы социофобушки.

С удовольствием выехали на свободу и покрутили в Апшеронск. До него было около 40 км.

В Апшеронске нам также пришлось немного покрутиться, чтобы найти более-менее удобное место для стоянки. Вымотавшись, мы всё же нашли непопулярное место, где могли остановиться. Но перед этим, конечно, намучились потаскав на себе велосипеды. Наталья уже даже начала нервничать.

Подход к реке Пшеха был так себе, но главное, что нам удалось помыться и набрать воды на ужин и завтрак. Тент, как всегда, пригодился, так как по прогнозу и по раскату грома дождь мог быть ночью неслабым.

Итого за день 85 км и 550 м набора.

Продолжение смотрите в следующих отчетах. Если хотите тупо посмотреть или скачать фото, то вам по этой ссылке

Вам может также понравиться...